Теория и Практика Воркшопа

Три типа знаний

Можно выделить три типа знаний, получаемых в ходе учебного процесса.

Первый тип можно определить как поверхностные знания. Примеры таких знаний вы найдете в любых учебниках и спра­вочниках. Речь идет о фактах и информации, об основных поня­тиях и концепциях, а также о теоретических обобщениях. Важно запоминать имена, даты, категории, собирать сведения по всем вопросам, которые эксперты считают наиболее существенными. В большинстве случаев знания этого типа изложены как совокуп­ность изолированной информации. В качестве обоснования не­обходимости получения такого знания приводится мнение: «Это должен знать каждый. Это относится к вашей работе». Как пра­вило, взрослые считают этот тип знаний очень скучным, и неред­ко им трудно запомнить материал.

Второй тип знаний — так называемые технические знания. Они в большей степени ориентированы на умения и профессио­нальные требования. Они помогают нам увидеть внутренние вза­имосвязи в рамках определенной дисциплины, с их помощью мы можем понять определенные концепции и теории. Но такой тип знаний редко выходит за пределы своего предмета. Тот, кто владеет только знаниями этого типа, испытывает трудности в пони­мании их связи со смежными дисциплинами и вопросами.

Конечно, эти две формы знаний нам необходимы, но для повы­шения квалификации намного важнее третий тип знаний, который можно обозначить как динамические знания. Динамический — понятие, с помощью которого мы описываем открытые системы. Динамическое знание живое, оно позволяет нам играть и экспери­ментировать; получение такого знания доставляет удовольствие и порождает желание передать его другим.

Каждому из нас по собственному опыту знаком этот тип зна­ния, мы получаем его, занимаясь творчеством или чем-то особен­но увлекательным для нас. Если мы интересуемся определенной областью знаний, то совершенно самостоятельно изучаем профес­сиональный лексикон, вникаем в мельчайшие детали и исполь­зуем любую возможность задать новые вопросы или совершен­ствовать наши действия на практике. Прежде всего динамическое знание отличается тем, что в его усвоении мы сами играем реша­ющую роль. «Поверхностные» и «технические» знания нужны нам для углубления своего понимания проблемы и изучения но­вого. «Динамическое» знание становится частью нашей «профес­сиональной личности», мы гордимся им и прилагаем все усилия, чтобы его расширить. В этом случае нет проблем с мотивацией, нам просто нравится учиться.

Воркшопы предоставляют прекрасную возможность для полу­чения именно динамического знания. Однако предпосылкой этого является способность ведущего сопротивляться искушению выс­тупить в роли «всезнайки». Открытая атмосфера воркшопа долж­на ослабить сопротивление обучению и подготовить участников к усвоению заранее определенной информации и навыков.

Естественно, ведущий воркшопа должен разбираться в темах, о которых пойдет речь, но если он хочет действительно хорошо выполнить свою задачу, то этим он не ограничится. Ему следует быть достаточно открытым, чтобы учиться у группы на каждом воркшопе и вместе с участниками открывать что-то новое. Не все­гда легко занять такую позицию, но мы можем облегчить себе задачу, если представим, как функционирует наш мозг. К счас­тью, об этом известно достаточно много, и мы можем организо­вывать и проводить наши воркшопы с учетом этой информации, чтобы участники получали динамические знания.

Материалы размещены для ознакомления.
по книге К. Фопеля
"Психологические принципы обучения взрослых"

Конструктор сайтов - uCoz