Теория и Практика Воркшопа

Другие виды обучения

Под лабораторией мы понимаем тренинги, на которых участ ники изучают прежде всего собственное поведение, анализиру ют его и при необходимости изменяют. К таким тренинговым формам работы относятся Т-группы, группы встреч и частично командные тренинги.

Семинаром мы называем образовательное мероприятие, основ ная задача которого — получение участниками знаний. Экспер ты передают свои знания группе, и в ходе дальнейшей дискуссии эти знания должны углубляться и усваиваться слушателями. Обу чение происходит в основном в два этапа:

  • слушание;

  • обмен мнениями с экспертами и остальными участниками. 

От учащихся ожидается наличие базовых знаний и готовность к активной дискуссии. На семинаре редко применяются «вклю ченные» формы обучения, при которых знание не дается в гото вой форме, а является продуктом активной деятельности самих участников.

Следующий тип образовательных мероприятий — это конфе ренция, на которой происходит:

- анализ актуальных проблем и поиск путей их решения;

  • презентация новых технологий, стратегий, целей или про дуктов;

  • укрепление сотрудничества различных групп;

  • повышение мотивации участников.

На конференциях «включенные» формы обучения также ис пользуются редко. Современные руководители иногда пытаются создавать малые группы, чтобы увеличить степень личной вклю ченности каждого слушателя, однако, как правило, отдельные участники почти не имеют возможности оказывать влияние на ход конференции. Они следуют заранее определенной программе с докладами, рабочими материалами и презентациями.

На симпозиуме эксперты докладывают свою точку зрения по различным проблемам. Как правило, аудитория симпозиума ве лика, его участники слушают докладчика, а затем по возможно сти задают ему вопросы. Ведущий представляет экспертов, произносит вступительное слово к докладам и регулирует кон такты между экспертами и публикой. Между самими эксперта ми обмен мнениями происходит редко.

На форуме также выступают эксперты, представляющие раз-личные и часто противоположные точки зрения по какой-либо проблеме. Диспуты между ними происходят редко. После того как все они выскажутся, публика может задавать вопросы.

Во время открытой дискуссии эксперты обычно не просто док ладывают свое мнение, но приглашают участников к обсуждению, ссылаются друг на друга и делают попытку совместными усили-ями осветить проблему. Они обязательно должны возражать друг другу, а потом пытаться выйти за пределы своих противоречи вых позиций и достичь нового уровня понимания. Аудитория может быть относительно небольшой (20-25 участников), а мо жет быть и значительной (200-500 человек). Участники имеют возможность задавать вопросы и комментировать.

Когда говорят о курсах, съездах, заседаниях и т. п., то адреса ту не очень понятно, какова степень его участия. Тем не менее эти понятия употребляются часто.

Вышеназванные формы обучения различаются по степени вли яния участников на происходящее и по наличию взаимодействия между ними. Самая высокая степень участия каждого в приня тии решений и во взаимодействии характерна для воркшопов и лабораторий. Эти формы организации обучения различаются тем, что в лаборатории в центре внимания находится социальное по ведение каждого конкретного участника, в то время как на воркшопе темой могут стать любые проблемы и задачи.

Материалы размещены для ознакомления.
по книге К. Фопеля
"Психологические принципы обучения взрослых"

Конструктор сайтов - uCoz